ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

      «Фатьяновцы» почитали огонь, поклонялись ему и солнцу, священным у них считались домашние животные: коровы, козы.
     В конце первого тысячелетия до нашей эры с северо-востока в наши края переселилась новая народность—меряне, угро-финского происхождения. Они осели на местах поселения «фатьяновцев», отчасти, заимствуя их культуру. В летописи Нестора читаем:
      «На Ростовском озере Меря, на Плещеевом озере сидят Меря же, по Оке реке, где потече в Волгу, Мурома язык свой».

     В 1913 году на территории Ярославля, составлявшей около 10 кв. км, располагалось свыше 60 церквей.
     В годы революции их закрыли, но захоронения-то остались!
     Согласно архивным записям, только под центральной частью города скрыто 40 тысяч могил!
     А ведь есть ещё и современные кладбища!
     В то же время именно под Ярославлем расположено знаменитое Плещеево озеро, возле которого находятся не менее знаменитые Ярилина гора и Синь-камень (см. статью Плещеево озеро в разделе Озера - гибельные и чудесные).

     Водится на Ярославщине и нечистая сила. Например, деревню Кукобой считают родиной БАБЫ ЯГИ.

     По соседству, на Исаакиевских болотах, стоит старинная избушка на высоких пнях, похожих на сказочные курьи ножки.
     Здесь когда-то жила местная колдунья.
     На Ухтоме, в Хаборовском омуте, живёт русалка.
     По ночам часто слышатся всплески воды и звонкий девичий смех.
     В пустой деревенской бане раздаются шаги невидимки.
     Это дух, банный хозяин.
     Он бродит по бане, открывая краны и стуча тазами.
     Однажды банщица увидела хозяина воочию.
     После этого она заболела и уволилась.
     А кукобойский звонарь после посещения бани стал слышать странные голоса.
     В старом, ещё дореволюционной постройки здании библиотеки, как-то зимой явился призрак девочки в старинной шляпке.
     Пожаловавшись библиотекарше на свою барыню, девочка покинула помещение.
     На свежем снегу не осталось никаких следов, из чего и сделали вывод о потустороннем происхождении посетительницы.
     В ярославских лесах тоже происходит немало аномальщины (см. статью Ярославские леса в разделе Леса дремучие).
     Уфолог Юрий Смирнов утверждает, что под Ярославлем зафиксировано немало мест посадок НЛО, где встречаются различные аномалии.
     Одно из них - Тверицкий бор (см. одиоименную статью в разделе Леса дремучие) и так называемое Урочище Х (см. одноименную статью в данном разделе).

ПЕРЕСЛАВЛЬ - ЗАЛЕССКИЙ  (Ярославская область)

СИНЬ-КАМЕНЬ А. ВЕСТА (Арина Веста) - ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ

     Владыка не слушал причитаний Шпалеры, думая о другом. Тысячу лет яростно сопротивляется язычество. Загнанное в медвежьи углы, лишенное вождей и святынь, оно продолжает жить и смущать сердца.
     Свое служение владыка Валерий начал в маленьком приходе вблизи Переславля-Залесского. Места эти в древности населяли язычники: мерь и чудь. От тех времён остался лишь «мерский» камень», больше известный как Синь-Камень. Когда-то этот ледниковый валун 12-двенадцати тонн весом возлежал на самой вершине Ярилиного холма. Каждый год к мерзкому камню стекался народ из Переславля и творил камню различные почести. Через пятьсот лет такого безобразия царь Василий Шуйский повелел сбросить камень с вершины холма. Ледниковый валун скинули с Ярилиной плеши и закопали в топкий берег. Но через несколько лет камень вновь взошёл поверх земли, продолжая привлекать толпы ослушников, исполняя их желания и смущая народ неведомыми голосами. Тогда решено было перевезти камень по льду на другой берег Плещеева озера, чтобы уложить в подножие церкви. Но обитающий в камне бес яростно воспротивился переезду. На середине озера лёд под камнем просел, и Синь-Камень ушёл на дно. Однако через шестьдесят лет проклятый валун вновь оказался на берегу и с тех пор самостоятельно передвигается вдоль береговой линии.

ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО - ЯРИЛИНА ГОРА

     Плещеево озеро вблизи города Переславль-3алесский на юге Ярославской области занимает первые места во всех списках российских аномальных зон.
     Здесь обитают русалки и прочие существа, известные нам из мифов.
     Также близ озера расположена легендарная Ярилина гора, возле которой когда-то проводились языческие обряды.
     Бога Ярилу причисляют К родственникам самого громовержца Перуна и святого Георгия Победоносца.
     Как бы там ни было, но в былой повышенной популярности этому божеству не откажешь.

     Это о нём девки пели в хороводах:
     «Волочился Ярила по всему миру, В поле жито родил людям детей плодил. А где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».
     Славяне-язычники почитали Ярилу и его соратников, принося им в жертву животных, зерно, грибы и ягоды, иногда даже людей.
     Старец Нектарий из романа Алексея Толстого «Петр I», склонявший свою паству к самосожжению в дремучих лесах, воплощал в жизнь один из самых мрачных ритуалов поклонения Яриле.
     Впрочем, язычество отнюдь не ассоциировалось у древних славян со страхом смерти.
     Возле деревянных статуй языческих богов, приметных камней и деревьев, на берегах рек и озер наши предки устраивали гадания, жребии, ритуальные танцы.
     В увеселениях они себе также не отказывали.
     В «Жизнеописании Тихона Задонского» сообщалось что в 1765 году был пресечен праздник, посвященный Яриле.
     Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был.
     А иные праздник сей называют игрищем.
     Конкретно описывалось, как люди ожидали это годовое торжество, одевались в лучшие платья, предавались бесчинству.
     Совершались игры, шло угощение, пьянство, кулачные драки, кончавшиеся иногда увечьями.
     Эти разнузданные гулянки, называемые кое-где ярилками, проводились на возвышенном месте, продолжались и ночью при горевших кострах.
     Молодые девицы приходили на ярилки поневеститься.
     С Ярилой связывали не только повышенное плодородие, но и сексуальную мощь.
     Он любовь очень одобрял.
     По этому поводу были отдельные изречения, загадки, поговорки: «Выбежал Ярилка из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка (помело) стучит».
     Высота вершины Ярилиной горы составляет не больше тысячи метров.
     По традиции считается, что гора обладает мощной положительной энергетикой - ярью.
     Травы, растущие здесь, обладают целебными свойствами.
     Одну из них называют «заткнизад» (помогает при расстройствах желудка).
     Другую «мудорезом».
     Это вид осота, который по ранней весне в голодные годы люди употребляли в пищу как добавку к хлебу.
     Трава эта растет у подножия, в мокрых местах, поближе к Плещееву озеру.
     Мужики, когда косили эту траву, то ощущали, мягко говоря, одно неудобство, Острые её листья нередко проникали под портки 11 ощутимо, иногда до крови раздражали нежные места у детородного органа, потому и «мудорез».
     (Между прочим, это наименование травы первым ввел в литературу писатель Б. Можаев.)

ЗАГАДКА КУЛЬТОВОГО СИНЕГО КАМНЯ У ПЛЕЩЕЕВА ОЗЕРА

     В полутора сотнях километров к северу от Москвы на берегу Плещеева озера находится древний город Переславль-Залесский со многими монастырями и храмами.
     Этот город входит в жемчужину туристического «Золотого кольца» России.
     Одной из достопримечательностей здесь является объект «синий камень», лежащий у берега Плещеева озера севернее города.
     Этот камень обладает повышенной энергетичностью, и с древних столетий привлекал к себе внимание населения, которое поклонялось ему.
     Проведённые исследования выявили, что этот камень является осколком более крупного изваяния из синего камня, входившего в комплекс языческого культового сооружения – святилища.
     В XII веке к северу от святилища начали возводиться деревянные строения христианского монастыря.
     После распада Золотой Орды в XV веке и усиления воинствующего христианства, святилище было разрушено.
     Находившееся при нём крупное изваяние в виде сфинкса из синего камня высотой до 3 метров и длиной до 6 метров было расколото на части.
     Наиболее крупная его часть зимой была перетащена на лёд озера и затоплена.
     Другая часть камня была свалена в вырытую канаву.
     Но дождевые и талые воды позволили ему вновь появится на поверхности земли, привлекая к себе внимание людей и в наши дни.
     Имеются веские доказательства того, что на месте бывшего каменного изваяния – «сфинкса», в земле находится его подземная часть, над которой приборно фиксируется сильный вертикальный канал энергопотока.
     Определено, что три местоположения синих камней находятся примерно на одной прямой линии, которая перпендикулярна относительно берега озера.
     На месте бывшего святилища могут обнаружить засыпанную в земле фундаментную часть сфинкса, а также материальные и письменные свидетельства на камне и металле (см. рис.).
     Подобные культовые изваяния из «синего камня» также находились на святилищах в Тульской области – восточнее города Ефремов у реки Красная Меча и на Куликовом поле в районе села Сабурово.
     Там же в земле находятся осколки «синих камней» от разрушенных изваяний и вертикальные энергопотоки над бывшими святилищами.

СИНЬ - КАМЕНЬ СЕГОДНЯ

     Гранитный валун сероватого цвета, лежащий на берегу знаменитого Плещеева озера, зовётся Синь-камнем.  
     Вот что говорится О нём в «Энциклопедии непознанного»:
     Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живёт дух, исполняющий мечты и желания.
     В начале ХVII века церковь вступила в борьбу с языческой религией.
     Дьякон Переславской Семёновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в неё Синь-камень.
     Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли.
     Через 150 лет церковные власти Переславля-Залесского (Ярославская область) решили заложить волшебный камень в основание фундамента местной колокольни.
     Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера.
     Лёд проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров.
     Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет своё местоположение, медленно перемешаясь по дну.
     Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор».
     Местные жители шутят:
     «Лежит-то лежит, может, угомонился, а может, лежит и набирается сил, чтобы взобраться на Ярилину гору».
     Людям никак не удаётся подловить Синь-камень во время движения.
     Даже с точными инструментами в руках, специально проводя наблюдения.

Поэт Н. Гумилев увидел в этом какой-то мистический, потаённый смысл:
     И редко, кто бы мог увидеть
     Его ночной и тёмный путь,
     Но берегись его обидеть,
     Случайно как-ннбудь толкнуть.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ - ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ - Г. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

Ростовская финифть     Ростовская финифть – уникальный традиционный народно -художественный промысел, который возник во второй половине XVIII в. как иконописный промысел. В этом ряду он родственен Палеху, Мстёре, Холую, только материал достаточно редкий – живопись по эмали. «Финифть» произошла от  греческого существительного (фенгос), означающего «мерцание». Специальные краски (изобретённые в 1632 г. французским ювелиром Жаном Тутеном) на основе стекла с добавлением окислов металлов наносятся на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист) и закрепляются обжигом в печи. Ростовская финифть входит в десятку лучших народных промыслов России.
     В истории Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме в 1760-х гг. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем. Соперничать с ростовскими мастерами могли только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.